Изображение древних строителей

Каменщику неизвестному ода

                                                                          В белом фартуке каменщик, каменщик.

Строишь ты что же? – Дома.

Каждый день, без перерыва и отдыха, выкладывают каменщики стены усадеб, домов, дворцов, заборов, оград, строят акведуки и дороги. Нужен же дом для людей, молитвенный дом, для жилья дом, веселья и праздника… Человечество имеет большие запросы. Вот так и работают, трудятся под горячим солнцем, под идущим дождиком мелким и несмотря на пронзительный ветер подмастерья, мастера и профессионалы своего дела. Проворно, быстро и уверенно делают они своё дело, постукивая кельмой или мастерком, отбивая будущей стены ритм. Не славы ради, не из-за денег – для себя и для души. Потому как тот, кто денег ищет, горбатиться не будет с утра до позднего вечера при любой погоде. Кто славы ищет, выбирает иной себе путь. Памятник солдату неизвестному есть на свете. Монументом и памятником каменщику тому неизвестному есть его творения – дома. Красивые и величавые – наилучший мастеру памятник. Кособокие и неуклюжие – памятники так же. Памятник шабашнику и неумехе, мастеру нерадивому.

Память человеческая коротка: караул у вечного огня меняется, с лица земли стираются монументы и памятники. Но сотни тысяч и даже миллионы кубических метров кладки кирпичной невозможно стереть и поменять в нашей жизни. Они так и стоят долгие годы, десятилетия, а в некоторых случаях и более сотни лет – памятью и укором мастерам неизвестным.

Идущая вперёд слава, путями неизведанными, сквозь века преодолевал их идёт она. Остались так имена первейших на Руси дел каменных мастеров – Савельева Фёдора и Павла Сидоровича Потехина. Прославились они не каменным ремеслом простым, а радением великим, смекалкой деловой и умом острым. Позволил, который начать им с мальчишек на побегушках, потом же самобытными стать инженерами, зодчими и градостроителями. Имена их остались навечно в памяти их потомков. Делом они доказали своим право на почёт и уважение всякого, который мог любоваться творениями их.

 Сооружение уникальное в начале семнадцатого века – стена крепостная смоленская – по сей день повергает в трепет и заставляет восхищаться. К слову сказать, строительство такого сооружения конечно потребовало огромного упорства, не только от мастеров её сооружавших, но и нужны были грандиозные усилия всей страны. И ответственность мастера была от того ценнее. Работал тот мастер не за страх, как говориться, а на совесть. В холод и жару трудился он, ночей не спал, погибал на стройке. Доводилось решать очень сложные задачи инженерные – но в академиях заморских не обучен был. Что сказать то, что вырос из рязанской да псковской школы, невозможно это. Наставников своих давно уж превзошёл. И грамотностью технической от рождения, размахом и хваткостью.

Потехин Павел мастер крепостной, артельщиком был на строительстве храма, и вырос он в семье кузнеца. Воля барская – закон. Барин дал приказанье малого бойкого поставить на подсобу – кирпича поднести да извести, так и быть тому. Село родное Кадницы у Потехиных, меняло владельца трижды. При графе Шереметьеве прошло детство у малого. Вот тогда и освоил он азы науки строительной, отрок пытливый. С братом меньшим получал знания он у артельщиков. Всяко бывало, и подзатыльники «воспитательные» иной раз доставались. Да хваток уж больно парень был, прижился в артели, а она то не простая была. Князь Пожарский Дмитрий Михайлович сам покровителем был мастеров тех. И сказать то не чего, не подвели они его. Приглашали наперебой мастеров разные семейства знатные. Черкасские, Одоевские, Шереметьевы зазывали артель на земли свои. Семейные они заказы передавали между собой на обустройство угодий наследственных. Церковь Никольская на вотчине Одоевских, Нокольско-Урюпинское село в Подмосковье. Церковь Казанская в Марковой усадьбе, Архангела Михаила церковь в монастыре Макарьевском, Спаса Преображения собор на селе Павловское-на-Оке – это совсем неполный список работ той артели, которую возглавлял мастер Потехин. Пришёл в артель подмастерьем он и очень быстро мастером стал. Когда умер наставник Иванов Кирилл, стал главой у строителей. Через семь лет разрослась артель почти до ста человек. Кузнецы, каменщики, плотники были там, по дереву резчики, иконописцы, золотильщики. В действии бригадный подряд на лицо. И вскорости поступает от князя Черкасского заказ на постройку подворья семейного в кремле. Память осталась о Потехине – палаты четырёхэтажные Черкасского «на погребах», постройки служебные и пара храмов – Тихвинской Иконы Божией Матери во имя и Глеба и Бориса.

Работой последней того мастера был монастырский комплекс в вотчине нижегородского князя Черкасского. Работу начал Потехин Павел с большим усердием, но подвело здоровье и почтенный возраст, не закончил он труд сей. Отстранён от работ был и в село родное отправлен, а монастырь-красавец достроен был под чутким руководством учеников его Перфильева Фёдора, Игнатьева Кузьмы.

С почтением великим, сказывали современники о мастерах тех. Тот факт, что людей безродных крепостных пишется имя полностью и имя, и отчество, о многом говорит нам. В эпоху ту на Руси носить отчества дозволялось лишь родовитым дворянам, а величание крепостного отчеством было большой милостью. Судьба милостива была и к мастерам – творить дала возможность. К потомкам тоже – любоваться творениями их возможностью наградила.